История развития метеорологии как физической науки

Интерес к погоде является таким же древним, каким является и само человечество и, надо думать, не оставит его и в будущем. Тема погоды не сходит со страниц газет и журналов, очень популярна на телевидении. Эта тема является неисчерпаемой, когда собеседникам не о чем говорить, а молчать неловко.

Для наших далеких предков плохая погода означала гнев богов или происки злых духов. Хорошая погода была наградой за добрые дела. Нередко приносились жертвы невидимым духам. В книге М. Стингла "Тайны индейских пирамид" приводится описание одного из таких жертвенных обрядов:

"Я стою перед "Колодцем смерти". Глубина его примерно 60 метров. Водная гладь на 20-25 метров ниже края колодца. Я пытаюсь представить, как выглядел жертвенный обряд. Майякские жрецы после окончания богослужений укладывали роскошно одетых девушек, которым предстояло стать невестами бога полей Юм-Каша, на деревянный катафалк и несли по священной дороге к "Колодцу смерти". Грохотали тункули – майякские барабаны, рога, изготовленные из морских раковин, трубили в честь бога, люди пели торжественные гимны. Погребальная процессия подходила к "Святилищу последнего обряда". Девушки сходили с катафалка, жрецы вновь очищали их дымом смолы и отводили девушек на жертвенную площадку, где брали за руки и ноги, сильно раскачивали и бросали в колодец. Люди молились:

"О, Боже, дай нашим полям урожай, даруй нам дождь и прими этих дев в свой дом, на свое ложе..."

Вслед телам принесенных в жертву девственниц паломники бросали золотые и нефритовые украшения. Без устали гремели барабаны, а верующие причитали: "О боже, дай нашим городам воду..." Из года в год, из месяца в месяц приходили к "Колодцу смерти" процессии, и каждый раз вновь повторялся жестокий обряд…"

Древние люди обожествляли явления погоды. По мнению жителей древней Эллады, миром правил триумвират богов. Посейдон (Нептун) управлял морской стихией, Плутон был богом подземного царства. Юпитер (Зевс) правил небесами, был повелителем громов и молний.

Древние русские люди были язычниками и поклонялись Богу Солнца – Яриле, Богу Ветра – Стрибогу, а самым главным Богом Древней Руси был могущественнейший из Богов – Перун с серебряной головой и золотыми усами.

Но вместе с поклонением силам Природы, человек все чаще задумывался о загадках Природы, пытаясь их разгадать. Вызов атмосферы был принят уже на ранних стадиях развития цивилизации. Человек добывал знания об окружающем его мире в суровой борьбе за существование.

Эволюция формировала сознание человека, накапливала знания и представления о мире, объяснения окружающих явлений, остатки которых сохранились и в нашем языке.

Как и у первобытного человека, у нас Солнце "ходит", месяц "смотрит" Другого способа понять природу, как уподобить ее себе, живому существу, наделить ее чувствами и сознанием, у первобытного человека не было. Из попытки понять природу развились и научные знания, и религиозные представления. Человек обогащался реальными знаниями о небесных светилах, растениях и животных, о движении и силах, о метеорологических явлениях. Накопленные знания, передаваясь от человека к человеку, от поколения к поколению создали первоначальный фон будущей науки.

Наука прошла сложный путь развития. По мере развития общества накапливались предпосылки для создания устойчивой цивилизации. Значительную роль здесь сыграло возникновение земледелия. Благоприятные условия для получения устойчивых урожаев на одном и том же месте и из года в год возникли в Северной Африке в долине Нила, а также в Двуречье между реками Тигр и Ефрат, где уже в 4 тысячелетии до н.э. стали складываться древнейшие государства, ставшие колыбелью современной науки. Общественные потребности привели к появлению письменности (иероглифов в Египте, клинописи в Вавилонии), к возникновению астрономических и математических знаний.

В Египте и Вавилонии зародились основы алфавитного письма, были заложены основы начал математических знаний, сформировалась фундаментальная идея числа и основные операции с числами. Первой из естественных наук, с которой началось развитие естествознания, была астрономия. Здесь человек впервые описал звездное небо, движения Солнца, Луны и планет, создал основы измерения времени. Возможно, толчком к зарождению астрономии явились наблюдения смены дня и ночи, времен года. Для развития астрономии нужны были математические знания.

Древнегреческий период развития науки

Подлинной родиной современной науки стала Древняя Греция, где наука не сводилась к сумме практических рецептов, а получил развитие научный метод

Из греческого языка пришли к нам названия наук: механика, математика, физика, биология, география. Мы употребляем греческие буквы в формулах. Многие века известны имена греческих ученых: Фалеса, Пифагора, Демокрита, Аристотеля, Архимеда, Евклида, Птолемея. Древние греки сумели поставить задачу понимания природы без привлечения божественных сил. Люди стали заниматься наукой не только потому, что это нужно, но и потому, что это интересно, ощутили радость познания. Первые ученые стали называться философами (“любители мудрости”) и в греческом обществе впервые возникла потребность в учителях – так возникла профессия ученого и учителя.

Возникновение греческой науки относят к 7-6 вв. до н.э. Но уже с 5 в. до н.э. в Древней Греции стали производить и первые наблюдения за погодой. Официальные сообщения о погоде "Парапегмы" вывешивались на видных местах для всеобщего обозрения. Древние греки справедливо называли ветры правителями погоды, поэтому и наблюдения касались, главным образом, направления и силы ветра, что было очень важно для народа, жизнь которого в значительной мере была связана с мореплаванием.

В Афинах сохранилась 8-угольная Башня Ветров, построенная во 2 в. до н.э. На крыше башни была расположена флюгаркатритон, которая, вращаясь, показывала, откуда дует ветер. На каждой стороне башни были изображения мифологических скульптур, характеризующих приносимую ветрами погоду. Так, на северной стороне башни изображен старик в теплой одежде – Борей, приносящий холодный северный ветер, на противоположной – ласковый и нежный Зефир, бог юго-западного ветра, приносящий теплую погоду.

С 5 в. до н.э. нам известны утверждения: "Все течет" и "Нельзя дважды войти в одну и ту же реку" философа Гераклита, который говорил, что "Мир – единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим".

Философ Эмпедокл, живший в 490-430 гг. до н.э., выдвинул концепцию законов сохранения: "Ничто не может произойти из ничего, и никак не может то, что есть, уничтожиться".

С 5 в. до н.э. центр греческой науки переместился в Афины. В Афинах в это время высокого уровня достигли искусство и литература.

Здесь был создан знаменитый Акрополь, здесь греческий драматург Софокл писал свои трагедии.

Здесь учил математике знаменитый Гиппократ (ок. 460-377 гг. до н.э.).

Здесь философ и физик Анаксагор (ок. 500-528 гг. до н.э.) учил, что Луна, Солнце, планеты и звезды не имеют божественной природы, а являются раскаленными камнями. За свои слишком смелые учения для того времени он повергся изгнанию из Афин.

Здесь создал свою теорию атомов Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.): "Атомы бесконечны по числу и бесконечно разнообразны по форме", "Из ничего не происходит ничего", "Ничто не совершается случайно, но все совершается по какому-нибудь основанию и с необходимостью", "Бесчисленные миры образуются и снова исчезают одни рядом с другими и одни после других". Несмотря на то, что позже Платон приказывал своим ученикам истреблять сочинения Демокрита, его атомное учение, развиваясь, стало основой современного естествознания.

Около 400 г. до н.э. в Афинах появилось первое в мире учебно-научное заведение, явившееся предшественником современной высшей школы – Академия Платона (427-347 гг. до н.э.), который был учеником Сократа (469-399 г. до н.э.). "усть не входит никто, не знающий математики"– была надпись над входом а Академию.

Познавательное отношение к Природе вскоре нашло отражение в научных трудах древних греков. В древности словом "Метеор" обозначали любое атмосферное явление, и, как известно, название "Метеорология" впервые встречается у Платона. Гиппократ (460-377 г. до н.э.) оставил труд по лечебной метеорологии "Воздух, вода и места".

Замечательный ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в 366 г. до н.э. восемнадцатилетним юношей прибыл в Афины в Академию Платона, где около 20 лет работал вместе с ее основателем. После смерти Платона Аристотель основал свой лицей. Научное наследие Аристотеля огромно. Оно образует полную энциклопедию научных знаний того времени. Аристотеля называли предтечей Христа в истолковании Природы.

Аристотелевская картина мира наряду с правильными и интересными мыслями содержит и реакционные положения, например, о неподвижности Земли, ограниченности Вселенной. Аристотель впервые систематизировал новую науку в своей замечательной "Метеорологике" (ок. 384-322 г. до н.э.). Конечно, с токи зрения современных знаний, можно относиться к "Метеорологике" Аристотеля весьма критично, но ряд важных утверждений все же был сделан. Например, о взаимосвязи атмосферы и океана, о круговороте воды в Природе и др.

В знаменитой "етеорологике"Аристотеля имелась глава, посвященная океану. В ней он говорил о распределении суши и воды. Аристотель считал, что океан, омывающий сушу, един и указывал, что названия Атлантический и Эритрейский (Индийский) только принадлежат различным его частям. Аристотель был современником Александра Македонского, и, несомненно, пользовался массой обстоятельных сведений, которые были собраны при походах этого величайшего завоевателя и государственного деятеля древности.

Ученик Аристотеля Теофаст (372-287 в. до н.э.) является автором первого трактата о приметах погоды. Здесь в стихотворной форме обработаны имеющиеся в то время приметы и наблюдения за погодой (более 200). Некоторые положения этого трактата известны многим до настоящего времени:

"сли ветер дует к вечеру – моряку бояться нечего, Если дует он с утра – моряку не ждать добра"

"Если тучи громоздятся в виде башен или скал, – Скоро ливнем разразятся, налетит жестокий шквал"

Древним грекам принадлежит первое изложение идеи о сферичности земли (сама идея, по-видимому, была заимствована Талесом от египтян), первые попытки изображения земной поверхности на плоскости (Гомер – 10 столетие до н.э. и Анаксимандр – 7 столетие до н.э.). В 5 в до н.э. географическая карта в Греции уже не представляла новости. С таким способом изображения земной поверхности образованный мир Греции был знаком уже настолько, что о географических картах упоминается уже в комедиях Аристофана.

Эллинистический период развития науки

Но Афины не устояли в военном столкновении с Македонией. В 337 г. до н.э. Коринфский конгресс закрепил гегемонию Македонии над Афинами и Грецией. Войны Александра Македонского, который подчинил себе Персию, Египет, среднеазиатские государства, изменили лицо Древнего Мира и привели в соприкосновение греческую и восточную цивилизации. На обломках распавшейся после смерти Александра Македонского империи возникали новые государства с новыми центрами культурной и экономической жизни (Антиохия, остров Родос в Азии, Александрия в Африке).

Афины превратились в провинцию, хотя пульс философской и научной жизни продолжал биться и после смерти Аристотеля. Этот период, получивший название эллинистического (эллин – грек), продолжался от конца 4 – начала 3 вв. до н.э. до завоевания Египта Римом в 1 в. до. н.э.

В эллинистическую эпоху греческая математика, механика, астрономия достигли своего наивысшего развития. Из единой ранее Науки выделились и развились отдельные  науки, естественные и гуманитарные. Появились специалисты более узкого профиля: инженеры, врачи, астрономы, математики, географы и историки. Зародилась научная информация в виде научных сочинений, лекций, диспутов и переписки ученых.

Походы А. Македонского требовали конкретных знаний по естественным наукам, которые стали просто необходимыми. Наследники империи Александра проявляли большую заботу об ученых, создавали им условия, обеспечивающие возможность спокойной научной работы. Были созданы знаменитая Александрийская библиотека и первое научное учреждение древнего мира – прототип и предшественник современных научно-исследовательских институтов – Александрийский музей. Здесь к услугам ученых были библиотека, обсерватории, коллекции, ученые получали полное содержание и могли не заботиться о средствах существования. Нередко эллинистический период развития науки называют Александрийским.

Почти каждый ученый эллинистической эпохи был связан с Александрией если не личным контактом, то научной перепиской, которая получила широкое развитие в этот период. Знаменитый Архимед (287-212 гг. до н.э.) сообщал александрийским математикам свои результаты в форме писем из Сиракуз (Сицилия), а Александрии жили и работали крупные ученые: геометр Евклид (жил в 3 в. до н.э.), географ и математик Эратосфен, позже – астроном Клавдий Птолемей. Полученные Архимедом в 3 в до н.э. научные результаты получили современную формулировку и доказательства только в 19 в. Кроме математики и механики, Архимед занимался оптикой и астрономией.

В 1 в. н.э. александрийский мореплаватель Гиппал открыл существование муссонов и способ ими пользоваться для плавания в Индию и обратно, чем облегчил и ускорил сношения европейцев с востоком.

За упадком цивилизации в Древней Греции и в течение грекоримского периода в истории науки следовал упадок философской мысли, эллинская языческая культура уступала свои позиции новой, христианской. В результате последовало длительное господство религиозной идеологии в духовной жизни, и последующие столетия немного дали в смысле философских обобщений о Природе. Замечательные достижения античной науки оказались забытыми или утраченными. Была разгромлена Александрийская библиотека.

Н.А. Дашко / Курс лекций по синоптической метеорологии


Карта погоды в Европе

Карта погоды в Европе

Карта гроз сегодня

Карта гроз сейчас

Погода в Европе на завтра

Атмосферное давление и фронты

Снимок облачности со спутника

Карта снежного покрова

в этот день 17 января
Москва

Самая жаркая погода +2 была в 1952г.

Самая холодная погода -27 была в 1963г.