• Бытовки
  • Строительство бытовок. Продажа бытовок. Строительные бытовки
  • bytovka-cena.ru

Анатомия мифа об атмосферном давлении

Сначало маленькое и скучное, но необходимое техническое введение.

В современной метеорологии основной единицей давления воздуха принят гектопаскаль (гПа), хотя в авиации и в бытовых барометрах исторически осталась единица измерения "миллиметр ртутного столба".

Для точного перевода можно использовать соотношение: 1013,25 гПа = 760 мм или приближенно 1 гПа = 3/4 мм

На территории России диапазон колебания давления можно грубо принять от 970 гПа до 1070 гПа, причем, зимой колебания более значительны за счет больших контрастов температуры между полярными и тропическими широтами и связанной с этим интенсивностью циркуляции в атмосфере.

Пониженное давление чаще наблюдается в районах, близких к теплым океаническим течениям - это для России северо-западный регион (Мурманск, Санкт-Петербург) и Дальний Восток (Курилы и Камчатка). Характерная для зимы зона повышенного давления более обширна и включает Восточную Сибирь, Якутию, Алтай и Забайкалье.

Поскольку давление - интегральная (суммарная) характеристика всей толщи атмосферы над данной точкой поверхности земли, то и изменяется она более плавно, чем температура, влажность и тем более скорость ветра.

Для оперативной оценки интенсивности изменения давления воздуха у земли синоптики обычно берут 3-часовой интервал. При прохождении быстрых циклонов и связанных с ними атмосферных фронтов давление вначале быстро понижается, а затем столь же быстро растет. За три часа изменения могут достигать 5-7 гПа (очень редко превышая 10), т.е. не более 3 гПа в час или 0,05 гПа в минуту.

Много это или мало? Судите сами.

Давление воздуха падает с высотой по давно известным законам физики, и у земли это падение в среднем составляет 1 гПа на каждые 8 метров высоты или 1 мм рт. столба на каждые 11 метров высоты!

Я очень надеюсь, что искушенный читатель хорошо запомнит эту цифру. Она есть ключ для ответа на многие вопросы неспециалистов о влиянии атмосферного давления на человека.

Далее все совсем просто...

В обычном лифте давление меняется примерно на 0.1 гПа в секунду, т.е. в 100 раз быстрее, чем от погоды. Даже когда Вы спокойно поднимаетесь или спускаетесь по ступенькам, давление воздуха вокруг Вас соответственно падает или растет в 10-20 раз быстрее, чем при прохождении штормового циклона. Если же посмотреть на весь диапазон изменения атмосферного давления применительно к жителю мегаполиса, то картина будет совсем "удручающая" для скептика. Итак...

1. Житель квартиры на 12-м этаже "меняет" давление на 5 мм рт. ст., по-крайней мере, 2 раза в сутки, на 24-м этаже - на 10 мм рт. ст. и т.д.

2. Перелетев из Петербурга в Москву, Вы оказываетесь выше на 150 метров. Мелочь, конечно, по сравнению с Минводами (300м), Читой (700м) или Ереваном (900м). Ну, а от перелета в Мехико (2200м) Вы теперь,конечно, откажетесь не раздумывая ? Не спешите, это "еще цветочки".

3. Вам никогда не "закладывало" уши в самолете при самом обычном наборе высоты или снижении ? Конечно, и мне тоже... Что поделаешь, техника старая, плюс "человеческий фактор". Как хорошо, что у Вас в руках не было малоинерционного датчика давления... хотя тот, что в ушах, - тоже неплохо работает. Короче говоря, Вы бы не поверили, что все еще живы ! (всей шкалы домашнего барометра не хватило бы). Но не отчаивайтесь, системы самолетов совершенствуются, давление в салоне у приличных авиакомпаний меняется уже плавно... всего лишь на 500! гПа за время набора высоты и обратно при снижении. Вот уже и уши не закладывает, можно и леденцы выплюнуть. Но 500 - это святое, это прочность, вес, экономичность и т.д. и т.п. В конце концов, жители столицы Боливии почти так и живут... как в самолете!

Ну и что, скажет самый-самый скептик, а я вот чувствую - и все тут! Что ж, извините, я метеоролог, а не медик... Погода, безусловно, влияет на состояние человека (температура, влажность, ветер, солнечное освещение и т.д. - это тема отдельного разговора), но достается всегда крайнему, вот им и оказалось невинное давление воздуха, неосторожно занесенное когда-то в наши квартиры "гармошкой" с откачанным воздухом.

Так и хочется крикнуть: "Люди! Верните давление метеорологам – они знают, что с ним делать..."

Почему глядя на часы, никто не обвиняет время в появлении морщин?

Валерий Токарев, Новосибирск


Карта погоды в Европе

Карта погоды в Европе

Карта гроз сегодня

Карта гроз сейчас

Погода в Европе на завтра

Атмосферное давление и фронты

Снимок облачности со спутника

Карта снежного покрова

в этот день 17 января
Москва

Самая жаркая погода +2 была в 1952г.

Самая холодная погода -27 была в 1963г.